Литаврина Марина Геннадиевна
Доктор искусствоведения, профессор.
Специалист в области истории отечественного театра XX века и культуры русского зарубежья.
В 1980 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне ГИТИС), театроведческий факультет.
Работала в журнале «Театральная жизнь», выступала в качестве театрального обозревателя литературно-художественного журнала «Москва».
Обучалась в очной аспирантуре ГИТИС под руководством историка русского театра профессора Б.Н. Асеева.
В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Проблема традиций и новаторства в современной театральной интерпретации драматургии А.П. Чехова».
В 1997 году защитила докторскую диссертацию «Театр русского зарубежья как культурно-исторический феномен (русские театры и студии в Западной Европе и США: 1920-е — 1940-е гг.)».
Автор более 100 статей, 15 книг и монографий.
В настоящее время преподает на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в должности профессора на кафедре истории России XIX века — начала XX века.
Является членом редколлегии и автором раздела «Театр» в подготовляемом фундаментальном проекте «Очерки истории русской культуры рубежа XIX-XX в.» Стажировалась в научных учреждениях Европы: Wissenschaftskoleg zu Berlin (Berlin), Maison des Sciences d’Homme, INALCO (Paris).
Член Союза театральных деятелей РФ, Международного союза журналистов, международных научных обществ исследователей театра. Академик (действительный член) Академии гуманитарных наук (СПб).
Сфера научных интересов: история отечественного театра конца XIX — первой трети XX в., театр русского зарубежья, диалог культур.
Основные труды
Литаврина М. Г., коллектив авторов. Русский драматический театр конца XIX — начала ХХ века. Учебное пособие. — ГИТИС М, 2000. — С. 309.
Литаврина М. Г. Исторический семинар по русскому театру ХХ века. Методическое пособие для студентов-заочников. — ГИТИС М, 2010. — С. 18.
Литаврина М. Г., коллектив авторов под ред Н. С. Пивоваровой. История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ в. Хрестоматия (Литаврина М.Г. Театр советского периода. Ч. 1. 1917-1940). — М.: ГИТИС, 2013.
Литаврина М. Г. Пути русского театрального символизма. Лекция. — ГИТИС М, 2001. — С. 24.
Литаврина М. Г. Американские сады Аллы Назимовой. Новая версия. — Диалог культур М, 2012. — С. 288.
Литаврина М. Г. Яворская, беззаконная комета. — МИК М, 2008. — С. 400.
Литаврина М. Г., колл авт под ред Н. С. Пивоваровой.История русского драматического театра от его истоков до к. ХХ в. Учебник. Для студентов высших учебных заведений искусств (Гл.: Театр и революция; Мейерхольд и левый театр 20-х гг.; МХАТ: 1920-1930-е гг.; Камерный театр после 1917-го; Театр Мейерхольда). — ГИТИС. М, 2005. — С. 563.
Литаврина М. Г., колл авт под ред Н. С. Пивоваровой. История русского драматического театра от его истоков до к. ХХ в. Учебник. Для студентов высших учебных заведений искусств (Гл.: Театр и революция; Мейерхольд и левый театр 20-х гг.; МХАТ: 1920-1930-е гг.; Камерный театр после 1917-го; Театр Мейерхольда). — ГИТИС М, 2009. — С. 703.
Литаврина М. Г. Десять жизней. Неизвестные лица русской театральной педагогики за рубежом. Учебное пособие. — ГИТИС Москва, 2016. — С. 324.
Литаврина М. Г. Русский театральный Париж за двадцать лет (1923-1943).Депонированная монография (с приложением карт). — М.:ИНИОН РАН. (Авторское свидетельство № 52 649 от 22.05.1997), 1997. — С. 134.
Литаврина М.Г. Американские сады Аллы Назимовой. УПРПОЛИГРАФ М, 1995. — С. 192.
Литаврина М. Г. Русский театральный Париж. — Алетейя СПб, 2003. — С. 224.
Литаврина М. Г. Анализ спектакля. Практикум. Для вузов и факультетов искусств. — М, 2007. — С. 24.
Литаврина М. Г. Русские деятели театра во Франции (1920-е гг.): жизнь и смерть на Лазурном берегу // Вестник Московского университета. Серия 8: История. — 2011. — № 3. — С. 98–116.
Литаврина М. Г. Исторический семинар по русскому театру ХХ века. Методическое пособие для студентов-заочников. — ГИТИС М, 1999. — С. 18.
Литаврина М.Г. Десять жизней. Неизвестные лица русской театральной педагогики за рубежом. М: ГИТИС, 2016. — 324 с.