Забияко Андрей Павлович
В область научных интересов А. П. Забияко входят архаические религии Дальнего Востока, сравнительное изучение религий Запада и Востока, этнорелигиозные взаимодействия, теоретико-методологические вопросы современного религиоведения.
А. П. Забияко исследует вопросы философии языка религии, а также занимается сравнительным религиоведением, историей и методологией религиоведения. Большое внимание уделяется сравнительному изучению категорий религиозного сознания, особенностям этнорелигиозных традиций Запада и Востока. А. П. Забияко обосновал семантическую концепцию религиозного сознания, благодаря чему появился новый метод изучения и истолкования категориального состава религий. Суть данной концепции заключается в том, что религиозное сознание отличается от иных форм сознания не особым способом отражения (как, например, «фантастического», «превратного») и не особым объектом отражения (как, например, «область сверхъестественного»), а прежде всего именно «характером интенциональности» (по Мартину Хайдеггеру). Особые способы схватывания признаков в смысловые целостности образуют в сознании религиозные категории — семантические целостности, которые в мысленном содержании сознания задают наиболее общие и существенные религиозные значения. Содержание интенциональности и особенные способы схватывания определяются совокупностью психологических, гносеологических и социокультурных факторов. Язык, при взаимодействии с сознанием, как порождающая система (как energeia, в терминах Александра Гумбольдта), является ещё одной важной причиной складывания смысловой нагрузки религиозных категорий.
А. П. Забияко является переводчиком извлечений из трудов Люсьена Леви-Брюля, Нюма-Дени Фюстеля де Куланжа, Эрнеста Ренана, которые вышли в серии «Классики мирового религиоведения» (М., 1996—1998).